В интересное время живем: непростое, но нескучное. Происходящие вокруг Беларуси и России события заставляют каждого многое переосмыслить и кое-что понять. Проявить позицию. Твердость. Характер. Выйти из зоны комфорта. В том числе и спортсменам. Фраза «спорт вне политики», которой, кажется, еще совсем недавно козырял каждый чиновник, вдруг превратилась в утопический анахронизм и ничего, кроме язвительной улыбки, уже не вызывает. Тотальная атака на белорусский и российский спорт, осуществляемая международными комитетами, союзами и федерациями по заказу западных политиков, призвана выбить почву из-под ног, посеять недовольство и ослабить авторитет наших стран на мировой арене. Но по факту, как и со всеми другими санкциями, получается наоборот: плакать и убиваться никто не спешит, а, став плечом к плечу, Беларусь и Россия вместе ищут выход из создавшейся ситуации.
В Министерстве спорта и туризма никакой паники — работают структурно и четко, хоть и напряженнее, чем обычно. Решают насущные вопросы и, конечно, активно защищают интересы атлетов по всем фронтам, стремясь сделать все, чтобы у них оставались прежние цели, мечты и возможности их осуществить, — заниматься любимым делом, ставить рекорды и дарить радость стране. Как отметил в разговоре с нашим корреспондентом министр спорта Сергей Ковальчук, работа нацелена на то, чтобы все возникающие трудности обратить в свои преимущества.
— Сергей Михайлович, несмотря на все препоны и уловки в отношении наших и российских атлетов, белорусский спорт продолжает развиваться и двигаться вперед. Со стороны даже кажется, что ему придали дополнительный импульс. Согласны ли вы с мыслью, что нынешний период нас только закалит и сделает сильнее?
— Формат существования, конечно, поменялся, но это временные трудности. А на белорусский спорт в целом, считаю, нынешняя ситуация слишком большого влияния не оказывает.
— Обоснуйте.
— Нашей основной задачей была и остается подготовка атлетов высокого уровня. Важнейший пласт в этой пирамиде — детский спорт: отбор талантов, работа тренеров, методики… Далее ступенька за ступенькой юные дарования дорастают до училищ олимпийского резерва (их, к слову, в стране одиннадцать) — сюда попадают и аккумулируются самые лучшие и перспективные. Никакие санкции на плодотворность работы этих наиважнейших секторов повлиять не могли и не могут. Отстранили нас от международных турниров или не отстранили — комплекс соревнований и подготовительных мероприятий внутри страны функционирует четко и совершенно автономно от всех мировых политических бурь. Они даже, скорее, становятся катализатором к более продуктивной, обдуманной и искренней работе на местах.
— Однако на уровне спорта высших достижений без соревнований мирового уровня, как ни крути, не обойтись — прогресс и рекорды возможны только в условиях жесточайшей конкуренции.
— Над проблемой увеличения конкуренции внутри страны тоже усердно работаем. Сегодня на стадии принятия находится новый указ о создании областных сборных по видам спорта. Раньше те ребята, которые не получали возможности после окончания УОР закрепиться в национальных командах, оказывались фактически у разбитого корыта и предоставленными самим себе. А ведь средств на их обучение и подготовку государство тратило немало. Получалось, что вхолостую. Теперь же молодежь получит поддержку и параллельно с работой на местах в должности тренеров или других специалистов сможет продолжать активные занятия и выступления. Это позволит не разбрасываться талантами и сохранять в большом спорте тех, например, чей физиологический или психологический расцвет приходится на более поздний возраст. Вы правильно заметили — конкуренция необходима! Однако не столь принципиально, будет проходить турнир в Брюсселе или в Уфе, главное, чтобы его уровень был соответствующим. И в сложившихся условиях мы вместе с российской стороной активно работаем, чтобы создать спортсменам условия для роста и совершенствования своих навыков.
— Каковы перспективы в данном направлении?
— Во многих видах спорта, таких, например, как борьба вольная и греко-римская, самбо, бокс и многие другие, львиная доля мировых лидеров собрана как раз на территории братской страны-соседки. В той же борьбе или в художественной гимнастике, фигурном катании конкуренция за право попасть в состав сборной России едва ли не выше, чем на чемпионатах мира или Европы. Так проиграем мы или выиграем от того, что окунемся в один соревновательный котел? Вопрос, думаю, риторический. И совместные турниры здесь, которые уже проводятся, проблему соревновательной практики для белорусских атлетов снимают практически полностью. А есть ведь еще Индия, Китай, Иран, другие дружественные страны, которые способны усилить, украсить эти старты и придать им дополнительную значимость.
— Особым вниманием болельщиков всегда пользовались игровые виды спорта, и сейчас тоже много разговоров ведется о создании совместных с Россией чемпионатов и лиг. Звучит эффектно и привлекательно, но подразумевает дополнительные финансовые затраты. Целесообразно ли это и нужно ли в принципе? Не логичнее ли развивать внутренние первенства, тем более что хоккейное, например, в нынешнем сезоне смотрелось просто блестяще, а финальная серия «Юности» и «Металлурга» и вовсе превзошла все ожидания.
— Думаем, анализируем, подходим к вопросу взвешенно и трезво. Хоккеисты столичного «Динамо» уже давно играют в КХЛ — «Минск-Арена» не пустует, болельщикам нравится и для развития белорусского хоккея эта практика полезная. Но нужны ли нам еще клубы в этой лиге? Пока вряд ли. Потому что главное — система подготовки юных игроков. Посмотрите, сколько новых имен открыл нынешний сезон, как здорово наша молодая сборная смотрелась в товарищеских поединках против россиян.
— Даже глава ФХР легендарный Владислав Третьяк отметил действия наших ребят.
— В разных видах спорта вопрос создания совместных с Россией лиг требует детального рассмотрения. Сможем ли мы оказывать достойную конкуренцию? Поможет ли это развитию вида в стране? Не лучше ли потратить средства на детский сектор, тренерские кадры, инфраструктуру? В гандболе, например, нашли очень хорошее и рациональное решение: создают параллельный двум национальным чемпионатам турнир — и для женских команд, и для мужских. Подтягивают спонсоров. Такой формат видится полезным и продуктивным, тем более что «Мешков Брест» и СКА — клубы с историей и огромным потенциалом, есть команды в Гомеле, Могилеве. Интересный проект? Очень! И полезный для обеих сторон.
— У многих болельщиков еще жива ностальгия по чемпионату СССР. Особенно это касается футбола. Им хотелось бы вернуть времена, когда минское «Динамо» играло со «Спартаком», «Зенитом», ЦСКА…
— В футболе свои правила, нюансы и многое зависит от ФИФА и УЕФА. Все российские клубы и сборные сегодня отстранены от участия в международных соревнованиях, но Россия без футбола все равно не останется — эта огромная страна настолько самодостаточна, что способна организовать любые внутренние соревнования. Другой вопрос, насколько мы способны вклиниться в их систему и так ли это необходимо? Будем ли конкурентоспособны? Не получится ли так, что потеряет в классе национальное первенство? Не станет ли это для белорусского футбола излишне обременительной финансовой нагрузкой? Будет ли вообще отдача? Нужно садиться за стол переговоров, обсуждать.
Одну-две команды для участия в российско-белорусском футбольном проекте мы собрать, безусловно, смогли бы. И эти вопросы на совместных коллегиях с партнерами из России не детально, но обсуждались. Однако текущий год — промежуточный. А вот планирование следующего станет гораздо более тщательным и основательным. Не исключено, что и вопрос общего футбольного турнира в нем также будет присутствовать.
— Всегда побеждает тот, кто не падает духом. Какова сейчас психологическая обстановка в нашей спортивной отрасли? Никто не раскис?
— Вы знаете, все большие молодцы! За редким исключением. А чтобы мнение атлетов слышать еще более отчетливо, практически во всех центрах олимпийской подготовки созданы Советы спортсменов. Появился такой и при министре спорта — недавно провели встречу, получилась очень открытая, интересная беседа.
— Позвольте полюбопытствовать, кто в этот совет вошел? И во избежание кривотолков на всякий случай уточню: по свой ли воле и без принуждения они приняли на себя эту общественную нагрузку?
— Исключительно по доброй воле. Председателем совета, кстати, единогласным решением избрали Марину Литвинчук. Заместитель — Андрей Кулебин. В лишних представлениях, думаю, они не нуждаются. Так же, как и Игнат Головатюк, Алина Горносько, Анна Марусова, Кирилл Маскевич, Анастасия Мирончик-Иванова, Максим Недосеков, Дарья Наумова, Антон Путило, Олег Рябцев, Антон Смольский, Владислав Смягликов, Илья Шиманович… Всего в состав совета вошли 23 известных белорусских атлета. Есть и Совет тренеров. Его председатель — Евгений Ворсин, а участники: Владимир Шантарович, Ольга Власова, Ирина Лепарская, Олег Райхлин, Иван Тихон… 14 известных, заслуженных специалистов, представляющих разные виды спорта. В любое время члены советов могут напрямую обращаться к министру: вносить идеи, поднимать проблемы, говорить о насущном. Как видите, решаем все проблемы совместными усилиями, коллегиально.
— А есть ли у спортсменов дополнительная финансовая поддержка? Ведь не секрет, что некоторые лишились из-за санкций значительной доли соревновательной практики, а значит, и определенной части дохода.
— Возьмем для примера зимние виды спорта. В частности, биатлон.
В грядущем сезоне планируем проводить совместно с Россией открытые старты, призовые в которых будут не ниже, чем на этапах Кубка мира. Возможности для этого есть.
Вопрос финансового существования и вознаграждения спортсменов в новых условиях, к слову, как раз поднимался и рассматривался на недавней встрече Совета спортсменов. Как оплачивать? По каким критериям? К каким стартам приравнивать соревнования белорусских и российских представителей — к чемпионатам мира, Европы, этапам Кубка? Подошли к этому вопросу внимательно и с учетом мнения самих атлетов. Многовариантно. Влиять на сумму выплат будет и количество стран, заявленных в соревнованиях, и, конечно, показанный результат в сравнении с лучшими мировыми показателями, и другие факторы. Постарались предусмотреть все тонкости, чтобы никто не был обижен. Все эти нормы, к слову, заложены в новый указ. Не окажутся ущемлены и паралимпийцы, которых кощунственно выгнали с Игр-2022. За выступление и медали на альтернативных соревнованиях в Ханты-Мансийске они будут вознаграждены по достоинству.
— Удручает в этой ситуации только одно: западная политика целиком поглотила спорт, сделав его своей дубиной, которой бездумно машет налево и направо.
— Двойные стандарты в спорте существовали всегда, но Запад нас отчаянно хотел убедить, что играет честно. Вспомните, Беларусь 20 лет боролась за право провести в «Раубичах» этап Кубка мира и была этого достойна, как никто другой. Нам обещали. Кормили завтраками. А в итоге отдали это право эстонскому Отепя. Вопрос: вы хотя бы одного эстонского биатлониста знаете? Что это, если не двойные стандарты? К тому же когда в 2020‑м гораздо более северная Эстония не смогла провести чемпионат Европы, именно Беларусь подставила плечо и спасла ситуацию, а вместе с ней и подмоченную репутацию IBU. Так что нынешние дисквалификации и отстранения белорусских и российских спортсменов — это история давняя, а конфликт в Украине — лишь формальный повод.
Дискриминация наших атлетов — целенаправленная политика. Удручает, что куклой в руках тех, кто дергает за нитки, стал в том числе и Международный олимпийский комитет вместе с Томасом Бахом.
Его очередное избрание главой МОК на безальтернативной основе, согласитесь, тоже о многом говорит — вряд ли кто-то всерьез считает, что это были демократические выборы, а не банальное сохранение у руководства мировым спортом угодного и удобного исполнителя — пешки в чужой большой политической игре. Все это звенья одной цепи, но мы в любом случае выстоим. Сегодня есть возможность многое пересмотреть, переосмыслить и не потерять, а, наоборот, приобрести. Все санкции приведут в итоге к тому, что белорусский спорт обратит самое пристальное внимание на свои недочеты и недостатки, будет с удвоенной энергией работать над их устранением, внедрять новое и прогрессивное, а соревнований высокого уровня, в которых примут участие все наши звезды, во всех регионах Беларуси станет значительно больше. А это значит, что популярность, авторитет и уровень всех видов спорта в стране многократно вырастет. К этому и будем стремиться.
Сергей Канашиц, газета «СБ. Беларусь сегодня»