Об отдельных вопросах осуществления туристической деятельности

26.08.2025

Министерство спорта и туризма на регулярной основе осуществляет анализ практики применения Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З ”О туризме“, в особенности – в части заключения договоров оказания туристических услуг и регулирования способов обеспечения исполнения туроператором обязательств в сфере международного выездного туризма.

С учетом возникающих вопросов оказания туристических услуг и осуществления туристической деятельности в целом Минспорт полагает целесообразным отметить.

В соответствии с частью второй пункта 5 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ реализация тура заказчикам осуществляется исключительно на основании договора оказания туристических услуг, заключенного от имени туроператора, сформировавшего тур.

По договору оказания туристических услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить.

Обращаем внимание на то, что:

исполнителями по договорам оказания туристических услуг могут быть только туроператоры, которые являются исключительно юридическими лицами (абзацы двадцать третий и двадцать четвертый пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь ”О туризме“);

предоставление туроператором турагенту полномочий на заключение договоров оказания туристических услуг, прием денежных средств за туры и выполнение иных юридически значимых действий не делает турагента исполнителем по данным договорам, поскольку турагент полностью действует от имени и за счет туроператора;

индивидуальный предприниматель является одной из форм осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности,
то есть деятельности без образования юридического лица (пункт 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь), равно как Закон Республики Беларусь ”О туризме“ дает возможность индивидуальным предпринимателям вести деятельность только в качестве турагентов.

Следовательно, если договор оказания туристических услуг заключается индивидуальным предпринимателем (при отсутствии информации о заключении договора от имени туроператора), такой договор является ничтожным ввиду несоответствия законодательству.

При таких обстоятельствах, помимо гражданско-правовой ответственности, также возможна административная (при наличии составов административных правонарушений в соответствии Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях) и даже уголовная ответственность (при наличии признаков преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь).

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь и частью первой пункта 21 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523, договор оказания туристических услуг заключается в соответствии с его типовой формой (приложение к данному постановлению). Данная типовая форма является обязательной к соблюдению, исключение из договора положений, предусмотренных типовой формой, не допускается.

Типовые формы договоров, предусмотренные постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2010 г. № 1431 и от 12 ноября 2014 г. № 1064, не применяются к оказанию туристам, экскурсантам туристических услуг ввиду признания утратившими силу данных правовых актов.

Также отмечаем, что в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 22 и частью первой пункта 1 статьи 27 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ для заключения договоров оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма туроператор обязан обеспечить исполнение обязательств по этим договорам посредством одного из следующих способов:

договора страхования ответственности туроператора;

банковской гарантии, выдаваемой банком на основании вступившего в силу договора о выдаче банковских гарантий между туроператором
и банком;

участия в формировании фонда ответственности туроператоров.

Наличие в договорах оказания туристических услуг условий о способе обеспечения является существенным условием таких договоров.

Пунктом 9 статьи 27 названного Закона установлен запрет туроператорам заключать договоры оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма без обеспечения исполнения туроператорами обязательств по этим договорам одним из способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Пренебрежение данным запретом будет означать, что:

сторонами договора оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма не достигнуто соглашение по всем его существенным условиям;

в силу статей 168, 169, пункта 2 статьи 390 и части первой пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь такой договор будет считаться незаключенным и, следовательно, ничтожным.
К таким договорам применяются последствия их недействительности.

В частности, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, поскольку речь идет об услугах, туроператор обязан возвратить все денежные средства заказчикам.

Аналогичные правовые последствия возникают, если юридическое лицо указало в договорах оказания туристических услуг способ обеспечения, которым реально не обладает, либо указал в договоре способ, но не указал организацию, в которую надлежит обращаться за получением компенсации имущественного вреда, и (или) порядок такого обращения.

При этом возможна как гражданско-правовая ответственность (статьи 168, 169, пункт 2 статьи 390 и часть первая пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункт 9 статьи 27 Закона Республики Беларусь ”О туризме“), так и административная и даже уголовная ответственность.

Поделиться:

Интернет-ресурсы